Выдержки из книги К. Боа, П. Литтл. Лабиринты веры и путь к Истине.

Религия мормонов.

Происхождение и сущность религии мормонов.

Религия мормонов или, как они себя ещё называют, “Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней” — пожалуй, самая успешная из когда-либо существовавших “подделок христианства”. Мормоны — быстро растущая секта, влияние которой далеко выходит за рамки внутренних дел их общины. На сегодняшний день насчитывается более 11 миллионов мормонов, и это число продолжает постоянно увеличиваться благодаря неустанным усилиям и поразительной активности мормонских проповедников. Многие молодые мормоны посвящают два года своей жизни исключительно миссионерской деятельности. В результате церковь мормонов располагает, примерно, 40 тысячами профессиональных миссионеров. Эти проповедники хорошо обучены, и при каждом удобном случае прибегают к цитатам из Библии. Повстречаться с ними можно где угодно, но особое внимание они обращают на университетские городки.

Среди мормонов много влиятельных и талантливых учёных, бизнесменов и политиков. Они придают большое значение образованию (мормонам принадлежит Университет Бригама Янга и множество дополнительных курсов при других университетах США), распространяют разнообразную литературу, издающуюся большими тиражами. Ежегодный доход церкви мормонов (напоминающей, скорее, гигантскую корпорацию) огромен — в первую очередь, благодаря капиталовложениям и процентам с банковских сбережений. Церкви мормонов принадлежат обширные земельные угодья, на которых постоянно возводятся новые здания. Все мормоны обязаны отдавать десятую часть своего дохода церкви, а также делать различного рода особые пожертвования (например, так называемые “срочные взносы”).

Мормоны приобрели хорошую репутацию в глазах общественности благодаря высокой нравственности и крепкой семье. Они очень чистоплотны, не курят, не пьют ни спиртных напитков, ни чая, ни кофе, ни кока-колы.

Не всегда, однако, мормоны обладали такой завидной репутацией; недаром они всеми силами пытаются скрыть сомнительное прошлое своей секты.

Основатель религии мормонов Джозеф Смит Младший родился 23 декабря 1805 года в местечке Шэрон (штат Вермонт). Отец его был кладоискателем, в своих поисках исколесившим Вермонт и Нью-Йорк (в особенности его интересовал клад капитана Кидда). Кроме того, у него были неприятности в связи с попыткой стать фальшивомонетчиком. Необразованный, полный предрассудков юноша Джозеф Смит сопровождал своего отца в поездках; в поисках кладов сын и отец использовали такие “испробованные средства” как волшебные посохи и камни, якобы указывающие дорогу к спрятанным сокровищам. В городе Пальмира, штат Нью-Йорк, где Смит провёл в юности несколько лет, о нём шла дурная слава.

В 1820 году Смит заявил, что имел видение, в котором ему явились одновременно Бог Отец и Бог Сын. В этом видении ему, дескать, было сказано, что все существующие церкви неугодны Богу, и на него, Джозефа Смита, возлагается миссия пророка, призванного восстановить в мире истину Евангелия.

В 1823 году Смиту, якобы, явился ангел по имени Мороний и поведал о неких золотых скрижалях, которые ему предстоит найти; в одном месте своих писаний Смит ошибся, назвав ангела Нефий. В более поздних изданиях его “трудов” эта ошибка была втихомолку исправлена, Смит утверждал, что он нашёл упомянутые пластины в 1827 году на холме Кумора около города Пальмира. Пластины, по его словам, были исписаны “особыми египетскими иероглифами”, которые Смит перевел на английский язык, используя огромные “волшебные очки”, которые он называл “Урим и Туммим”. С 1827 по 1829 год Смит “переводил” скрижали, и в 1830 году опубликовал свой “перевод” под заглавием “Книга Мормона”.

В одном из последовавших “видений Смиту явился Иоанн Креститель (в 1829 году) и рукоположил его в сан священнослужителя “по чину Аарона”. После этого Смит переехал в город Файетт, штат Нью-Йорк, где основал, так называемую, “Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней”. Там он сколотил группу первых последователей, а затем, в 1831 году, снова переехал, так как ему было сказано в “откровении”, что мормоны должны поселиться в штатах Огайо и Миссури.

Мормоны обосновались на несколько лет в городах Кёртлэнд (штат Огайо) и Зион (штат Миссури). После того, как мормоны были обвинены в нескольких преступлениях, происшедших в их общине, губернатор Миссури Боггс в 1839 г. издал указ, предписывавший всем мормонам выехать за пределы штата.

Джозеф Смит и его последователи переехали в Иллинойс и построили там городок, названный ими “Нову”, В Нову мормоны впервые стали практиковать многоженство. Некоторые выходки Смита вызвали негодование местного населения, а после того, как он попытался уничтожить контору у местной газеты, поднявшей голос против мормонов, Джозефа Смита и его брата Хайрема посадили в тюрьму, К сожалению, законного суда они не дождались: 27 июня 1844 года разгневанная толпа взяла тюрьму штурмом — Смит и его брат были расстреляны, что сделало их мучениками в глазах остальных мормонов.

Вскоре после этого, мормоны избрали нового предводителя, Бригама Янга, принявшего титул “Первого Президента” и пророка мормонской церкви. “Пророк” Янг увлёк своих сторонников в далёкое изнурительное странствие на Юго-Запад Соединённых Штатов на ещё не освоенные территории. Наконец, когда мормоны достигли долины Большого Солёного Озера на территории Юты, Бригам Янг торжественно воскликнул: “Нам надлежит остановиться здесь!”

Янг руководил мормонской церковью и жил в особом помещении в качестве “Первого Президента” вплоть до смерти в 1877 году Он поддерживал обычай многоженства: у него самого было 25 жён. Он единовластно правил мормонами и внёс существенные изменения в их теологию. К 1857 году относится одно из самых отвратительных преступлений в истории мормонов: Бригам Янг приказал своему помощнику “епископу” Джону Д. Ли уничтожить группу из 150 переселенцев, не принадлежавших к общине мормонов (этот случай известен в истории как “убийство на горных лугах”).

Мормоны отчаянно сопротивлялись попыткам правительства Соединённых Штатов сделать территорию Юты одним из штатов и ввести там общие для всего государства законы, запрещающие многоженство. Они официально отказались от многоженства лишь тогда, когда правительство наложило на них крупный штраф и конфисковало их собственность.

Сегодня “Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня” представляет собой мощную дисциплинированную организацию с штаб-квартирой в Солт Лэйк Сити, штат Юта; управление осуществляется (в нисходящем порядке) Первым Президентом (Председателем), Советом Двенадцати Апостолов и Советом семидесяти. Рядовые мормоны объединены в различные “корпуса и “отряды”. Мормоны назначают своих “пресвитеров” (“епископов”), советников и учителей. Кроме того, большинство мормонов-мужчин отправляют обязанности “диаконов” или старейшин. Мормоны мужского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, становятся членами “корпорации священнослужителей по чину Аарона или Мелхиседека”. Мормоны заявляют, что восстановили одновременно и первосвященничество Аарона, и первосвященничесгво Мелхиседека. Евр. 7-9, между тем, ясно показывает, что учение о замене первосвященничества по чину Аарона первосвященничеством по чину Мелхиседека неверно. Существует лишь первосвященничество Христа и оно не может быть передано никому другому. В этом смысле все истинные христиане являются священнослужителями Божиими через веру в Иисуса Христа.

Мормоны называют всех немормонов “язычниками”, заявляя, что в течение многих столетий не существовало никакой истинной церкви до того момента, когда она была восстановлена Джозефом Смитом. Интересно, что именно тогда, когда Смит утверждал, что все церкви отступили от Бога, христианство переживало один из величайших периодов возрождения.

Мормоны особо подчёркивают различия в вероисповедании христиан и факт разделения церквей, утверждая, что Библия не является достаточно полным Откровением, так как она не смогла объединить всех верующих. Они не понимают, однако, что истинный христианин стоит выше барьеров, разделяющих церкви. Большинство вероисповеданий сходятся во взгляде на сущность веры и принимают Апостольский Символ Веры. Существует множество организаций и обществ, объединяющих христиан различных деноминаций. Мормоны сильно преувеличивают различия между течениями христианства.

Более того, в среде самих мормонов происходят процессы разделения: существует не менее шести различных мормонских сект. Наиболее многочисленная из них — церковь мормонов-бригэмитов в Юте; бригэмиты считают Бригама Янга истинным и правомочным преемником Джозефа Смита. Другая крупная мормонская организация — “Реформированная Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня”, со штаб-квартирой в городе Индепенденс, штат Миссури. Члены этой секты, известные под названием джозефитов, заявляют, что правомочным преемником Джозефа Смита, “первым президентом”” мормонов, может быть только потомок самого Смита. (Тем не менее, председателем их секты в первые 16 лет после смерти Джозефа Смита был человек, не приходившийся “пророку” даже отдалённым родственником). Кроме того, джозефиты отвергают многоженство и некоторые другие нововведения Янга, но принимают “Вдохновленный перевод” Библии Смита, который не приемлет большинство бригэмитов.

Существуют и другие секты мормонов — “Хендрикиты храмового жребия, “Бикертониты”, “Катлериты” и “ Стрэйнджиты”.

Священные тексты мормонов включают Библию, “Книгу Мормона”, “Учения и Заветы” и “Драгоценную жемчужину. “Книга Мормона”, якобы, написанная несколькими авторами (после 600 г, до Р.Х, и до 428г. от Р.Х.), повествует о переселении некоего древнего народа, участвовавшего в постройке Вавилонской Башни, в Северную Америку Народ этот, иаредитяне, вымер, так как отступил от Бога, Позднее, утверждается в “Книге Мормона”, группа иудеев, повинуясь велению Бога, бежала из Иерусалима перед Вавилонским пленом и также поселилась в Америке. Ведомые неким Легием и его сыном Нефием, они пересекли Тихий океан и высадились на западном берегу Латинской Америки. Здесь они разделились на два соперничающих народа: нефийцев и ламанийцев. Ламанийцы, за творимые ими беззакония, были прокляты Богом (оттого у них потемнела кожа); от них, считают мормоны, произошли американские индейцы. (Соответственно, мормоны убеждены, что все чернокожие люди тоже прокляты Богом, так как они — потомки Каина, первого убийцы. До недавнего времени, мормоны не допускали негров в число своих священнослужителей).

Нефийцы записали ряд пророчеств о будущем пришествии Христа: после воскресения Своего Иисус, якобы, явился им в Южной Америке, Он назначил среди них священнослужителей, а также даровал нефийцам таинства причастия и крещения. Позже, повествуется в “Книге Мормона”, все нефийцы погибли в битве с ламанийцами в 428 г от Р.Х. Перед этой последней битвой составитель священных текстов Мормон и его сын Мороний тайно закопали “золотые скрижали”, на которых было записано “откровение”; в битве с ламанийцами оба они были убиты. Через 1400 лет эти пластины были найдены Д. Смитом.

Перечислим основные аргументы, опровергающие содержание “Книги Мормона”.

(1) Джозеф Смит позволил только нескольким “свидетелям” взглянуть на пресловутые “золотые скрижали”; затем, по его словам, их взял с собой на небо ангел Мороний. Первый раз скрижали видели три человека (Оливер Каудери, Давид Уитмер и Мартин Харрис), а потом ещё одна группа “свидетелей” из восьми человек. Впоследствии Смит изгнал всех трёх первых свидетелей из общины мормонов, как людей “низкого нрава”. Кроме того, свидетельства не сходятся между собой; Харрис говорил, что видел скрижали лишь “взором веры”. Остальными восемью “свидетелями” были четверо детей Уитмера, жена Уитмера, отец самого Смита и два его брата. Семья Уитмеров была впоследствии изгнана из общины и отлучена от церкви мормонов как “оскорбившая Бога и отвергнутая пророком Смитом”. Таким образом, не существует ни одного надёжного свидетеля существования “золотых скрижалей”.

(2) Смит утверждал, что “Книга Мормона” была закопана в 428 г. от Р.Х. Но в ней содержатся заимствования из якобитского* английского перевода Библии (1611 г.) — заимствования объёмом в 25.000 слов! Это вопиющий анахронизм и дословный плагиат: предполагается, что в V веке было записано то, что впервые появилось под пером переводчиков на тысячу двести лет позднее. Слова Христа, Петра, Павла, Иоанна и других авторов Нового Завета беззастенчиво вложены в уста людей, которые, якобы, жили за много столетий до рождества Христова, и все эти высказывания дословно повторяют текст якобитского английского перевода XVU века. Этот факт особенно интересен тем, что Смит “перевёл” текст своих “скрижалей”, покрытых неким “изменённым египетским иероглифическим письмом”. Кроме того, вся “Книга Мормона” написана стилем, подражающим английскому переводу Библии ХУП века.

(3) Книга полна историческими погрешностями и фактическими нелепостями. Американские индейцы — ветвь монголоидной расы, а не семитской, как это утверждается в “Книге Мормона”. Нет ни одного археологического свидетельства, подтверждающего существование в Америке развитых цивилизаций, описанных Смитом в “Книге Мормона”. Всё, что известно о доколумбовом периоде в истории цивилизаций Америки, противоречит выдумкам Смита.

(4) Со времени первого издания “Книги Мормона” в 1830 году в неё было внесено более 2000 исправлений. Многие из этих исправлений существенно изменили смысл текста. Это тем более странно, если учесть, что Смит претендовал на “вдохновение свыше” при “переводе” скрижалей. Несмотря на многочисленные поправки, книга изобилует фактическими и грамматическими ошибками, анахронизмами, противоречиями и ложными пророчествами. Как объяснить, что “перевод” Смита повторяет даже опечатки, встречающиеся в определённом издании якобитского перевода Библии?

(5) Не существует никакого “реформированного” или “изменённого” египетского иероглифического письма, и уж во всяком случае им не могли пользоваться обитатели доколум-бовой Америки.

(6) Большинство исследователей сходятся на том, что “Книга Мормона” является сочинением Смита и представляет собой изменённый и расширенный вариант повести “Найденная рукопись”, написанной престарелым священником Соломоном Сполдингом.

История о том, как Смит нашёл и перевёл другую книгу” “Драгоценная жемчужина”, ещё более невероятна и смехотворна. Якобы он купил у странствующего балаганщика несколько мумий, завёрнутых в папирусы, содержащие сочинения самого Авраама!

Но, в то же время, мормоны считают, что Библия — ненадёжный источник, ибо она, по их мнению, полна ошибок, возникших при переводе. Мормоны признают якобитский перевод Библии (“Версию короля Иакова”) лишь “настолько, насколько она правильно переведена”. Что служит при этом мерилом “правильности* перевода? Учение мормонов. Везде, где учение мормонов противоречит библейскому тексту, виноват перевод Библии, а не Джозеф Смит, утверждают мормоны. Тем не менее, тысячи стихов, “позаимствованных” Смитом из Библии, были переписаны им слово в слово. Значит, по крайней мере, эти стихи были переведены правильно?

Теология мормонов не имеет никакого отношения к христианской теологии. В своих первых сочинениях Смит придерживался принципа единобожия, но со временем его взгляд на Бога изменился в худшую сторону. Смит утверждает, что “Бог когда-то был тем, что мы есть теперь, Он — возвысившийся человек”. Бог не всегда был Богом, но постепенно развился в Его нынешнее состояние. Бог имеет тело из плоти и крови.

Смит, Янг и другие предводители мормонов учили, что в людях изначально заложена возможность становиться богами. Чтобы подкрепить свои спекуляции, не идущие дальше примитивного представления о материальном мире, теологи мормонов искажают библейские тексты. Они отрицают всякую мысль о непостижимости Бога для человека. Мормоны учат, что существует множество миров, каждый из которых управляется своим богом. Таким образом, теология мормонов на самом деле генотеистическая (примиряющая единобожие с многобожием). Один из богов (Бог-Отец) возвышается над другими богами Вселенной.

Существование Святого Духа порождает множество проблем в учении мормонов. Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын обладают материальными телами, они не могут сказать того же о Святом Духе. Святой Дух рассматривается мормонами как некая безличная субстанция духовного “вещества” или “жидкости”, растворённая в людях в разной степени концентрации.

Мормоны в большой степени пренебрегают божественностью Иисуса Христа. Они утверждают, что Иисус, в сущности, не отличается от людей. Он вечен, но и все остальные люди вечны в том же смысле. Теология мормонов учит, что люди — в качестве духовных детей богов — существовали извечно и только ожидали “вторичного творения” во плоти. Христос, по мнению мормонов, был одним из таких “духовных детей” (и был сотворен, как “духовный брат Люцифера”), затем Он воплотился в образе человеческом, а после распятия вознёсся “до уровня божества”. Таким образом, разница между Христом и людьми — вопрос времени, а не природы и сущности. Мормоны называют Христа “наш старший брат”, то есть заранее ставят себя в один ряд с Ним.

Большинство мормонов верят, что Иисус Христос — потомок Марии и Адама (или Адама-Бога, Творца), а не Сын Марии и Духа Святого. (Мормоны считают, что “Адам-Бог

вошёл в Эдем и привёл с собой Еву, одну из своих небесных жён”), Христос, по их мнению, был многожёнцем (женился на двух Мариях и Марте) и имел детей от них. Если бы у Него не было потомков, то, согласно учению мормонов, Он не мог быть вознесён до уровня божества.

Мормоны учат, что смерть Христа искупила только прошлые, но не будущие грехи людей. Соответственно, человек должен “заработать”, спасение добрыми делами. Мормоны целиком и полностью отвергают оправдание через веру в Иисуса Христа. Чтобы спастись, мормон должен не только верить в Христа (так, как они Его понимают), но и креститься водой, каяться в грехах, подчиняться учению и приказам мормонской церкви, совершать добрые дела, а также подвергнуться крещению Духом Святым посредством наложения рук. Вот цитата из официального издания мормонов: “Спасение в царствии Божьем есть результат искупления грехов Кровью Христовой. Но спасение достигается только при условии веры, покаяния, крещения и соблюдения всех заповедей до конца” (см. книгу Б.Р.Мак-Конки “Христос глазами мормонов).

Спасение для мормонов — постепенный процесс превращения человека в бога. Когда личность достигает божественного состояния, она способна создавать собственные миры и населять их; такой процесс обожествления всё новых созданий продолжается вечно.

Мормоны отрицают учение о первородном грехе и полагают, в сущности, что грехопадение человека было полезно и необходимо. Человек должен был не подчиниться одному из повелений Бога (не есть плодов дерева добра и зла), якобы для того” чтобы подчиниться другому повелению (“плодиться и размножаться”). Таким образом, мормоны считают, что Адам не совершил никакого греха, и человек рождается невинным. Однако дети, по их мнению, способны грешить и осознают совершённые грехи, достигая определённого возраста.

Многоженство — существенная часть доктрины мормонов. После того, как практика многоженства была в 1890 году в США запрещена законом, мормоны заменили его обычаем так называемого “небесного брака”. Браки такого рода заключаются в тайных мормонских храмах; узы “небесного брака” считаются вечными. Мужчина-мормон, посредством особых тайных обрядов, может сочетаться “небесным браком” с несколькими “жёнами в будущей жизни”. Обряд “небесного брака считается необходимым для женщины, так как только так она, по мнению мормонов, может достичь высшей славы. Наличие потомства в земной и в будущей жизни очень важно для мормонов (что противоречит учению Христа — см. Матф. 22:30).

Пожалуй, наиболее распространённые обычаи мормонов: крещение мёртвых и наложение рук на мёртвых в храмах. Мормоны верят, что крещение водой в мормонской церкви необходимо для спасения, поэтому они составляют подробные списки своих предков-“язычников” и стремятся крестить их уже после их смерти. Миллионы мёртвых были “крещены” мормонами таким образом.

Согласно учению мормонов, все люди воскреснут, и те из них, кто торжественно сочетался “небесным браком” с женщинами в земной жизни, будут жить со своими жёнами и после смерти. Новых браков в будущей жизни не будет.

Мормоны склоняются к универсализму, преуменьшая значение ада и утверждая, что все люди войдут в одно из “трёх небес”. Неверующие войдут в “телестиальные” (парапси-хологические) небеса, верующие немормоны войдут в “террестриальные” (плотские) небеса, сами мормоны войдут в “целестиальные” (истинные) небеса. “Целестиальные небеса”, в свою очередь, разделяются на три “уровня” — в соответствии с заслугами тех, кто служил церкви мормонов на земле в качестве “диакона”, “учителя”, “священника”, “старейшины” (пресвитера), “епископа”, “одного из семидесяти”, “апостола” или “президента” (председателя). Высшая награда состоит в том, чтобы стать богом, создать свою собственную планету и править ею вместе со своей семьёй.

Оценка учения мормонов с библейских позиций

(1) Теология мормонов чрезвычайно далека от библейского христианского учения. Мормоны отрицают или извращают все основные положения христианства.

(2) Для мормонов сочинения Джозефа Смита гораздо важнее Библии. Они утверждают, что везде, где Библия не соответствует учению мормонов, имеет место неправильный перевод библейского текста.

(3) Мормоны отрицают спасение через веру в Иисуса Христа и предлагают систему, в которой спасение есть постепенный процесс превращения человека в божество.

О чём следует помнить при встрече с мормоном

(1) Мормоны преподносят своё учение весьма туманно, чтобы прикрыть вопиющие нелепости основных его положений.

(2) Церковь мормонов процветает благодаря выгодам, которые приносит участие в делах мормонской общины. Членам общины обеспечено социальное страхование, их секта всегда заботится о нуждах своих членов. Мормоны придают большое значение укреплению семейных связей и особенно внимательно относятся к молодым членам секты (им предоставляются спортивно-туристические лагеря, танцевальные клубы и пр. В результате они добились очень низкого уровня преступности среди молодёжи, принадлежащей к их секте. Церковь мормонов призывает рядовых членов общины активно участвовать в проповеди и распространении мормонизма и предоставляет им для этого всё необходимое. Мормоны верят, что сиюминутная политика их церкви, все её решения являются непосредственным результатом “откровения свыше”. Евангельская христианская церковь, таким образом, имеет в лице мормонов пример успешной практической религиозной деятельности. Этому у них стоит поучиться.

(3) Так как учение мормонов, в сущности, не имеет ничего общего с Библией, мормон может спасти свою душу и отказаться от извращённого представления о христианстве, внимательно изучая Писание. Нужно призывать мормонов сравнить их вероисповедание с тем, чему в действительности учит Библия.

(4) Ни один мормон не может сказать с уверенностью, что он уже приобрёл жизнь вечную в Иисусе Христе. Система мормонов, предполагающая “выслугу спасения” с помощью дел человеческих, не даёт им такой уверенности. Это очень важный вопрос для христианина, имеющего дело с мормоном, так как в Новом Завете подчёркивается именно уверенность в спасении, безусловность спасения для тех, кто уверовал в Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву в искупление всех грехов человеческих — прошлых и будущих (Иоанна 20:31).